Расходы на бедных – не траты, а инвестиции государства. Эти деньги работают в российской экономике и возвращаются в виде налогов.
На форуме Russia Investment Roadshow в Лондоне президент управляющей компании «Тройка Диалог» Павел Теплухин очень убедительно рассказывал о том, что у России и у Великобритании способ выйти из кризиса ровно один – сокращение расходов бюджета. По мнению финансиста, не должны мы тратить деньги на поддержку внутренних производителей и потребительского спроса. Потому как наши страны долларов не печатают. Я, как, впрочем, правительства России, Великобритании, да и почти всех других стран, с Павлом Михайловичем тут не согласен. Насчет прямых инъекций бизнесу – вопрос спорный, но вот поддержать потребительский спрос во время кризиса любое правительство просто обязано.
Опосредованно деньги получит и бизнес – да тот, что выберут потребители, а не чиновники. Поэтому, на мой взгляд, приоритет бюджетной политики, особенно в кризис, – размер мультипликационного эффекта, который создается в результате той или иной траты. Он максимален при помощи бедным, так как они немедленно тратят деньги на покупку товаров и услуг, и минимален при помощи богатым, а значительную часть государственного заказа можно записать по этой части.
Возьмем какой-нибудь контракт на разработку программного обеспечения для госструктуры. Как правило, это заказ недешевый. Грубо рассмотрим, куда пойдут деньги. Из каждого миллиона рублей бюджетных денег 300 тыс. рублей уйдет чиновникам-партнерам, которые заказ «прикрывали». То есть небедным людям. 700 тыс. останутся в распоряжении IT-компании. Половину так или иначе заберут ее владельцы (тоже не бедствующие), которые имеют столь продуктивные отношения с чиновниками. Ну а оставшаяся часть пусть уйдет на налоги, зарплаты и т. п.
Получается, что 65% денег распилены в рамках «частно-государственного партнерства» и вряд ли будут тратиться в России. Их выведут за границу, прикупят там собственности или просто прогуляют, благо народ по этой части у нас талантливый. Другими словами, российский бюджет финансирует развитие других стран.
На месте членов правительства я бы провел анализ всех бюджетных трат именно с этой точки зрения. Судя по количеству дорогих иномарок на улицах столицы и русских яхт на Лазурном берегу, простор для секвестирования тут огромный. Тогда, может быть, и облегчатся моральные страдания Алексея Кудрина. На недавнем форуме РСПП он проявил понимание того, что помощь бедным наиболее эффективна, так как они покупают отечественное. Посетовал, что размер пенсий в России низкий, но задался риторическим вопросом: а кто же заплатит за их повышение?
Действительно, в России 38 млн разного рода пенсионеров, суммарные расходы Пенсионного фонда в этом году планируются на уровне 3 трлн рублей. Это немногим меньше, чем Резервный фонд, который копили несколько лет (4,1 трлн на 1 апреля). Однако увеличение пенсий и зарплат бюджетников – это, скорее, инвестиция, а не трата. Ведь деньги вернутся именно в российскую казну, а не попадут во французскую или британскую.
Олег Анисимов, главный редактор
27 апреля 2009 года
Русские, Белорусские, Армянские, Башкирские, Венгерские, древнеегипесткие сказки
Всплыла в памяти (кверху пузом) фраза: "Тамбовский волк тебе боярин." (Иван Васильевич) Пиротехника, умные люди прислали ссылку...
Не зря сказано киногероем, "- А у нас управдом — друг человека!" Пиротехника, а я-то не знал...
Комментариев нет:
Отправить комментарий